Антропологическая форма как смысл феномена человек

Авторы

  • Наталья Ростова Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова. 119991, Российская Федерация, Москва, Ломоносовский пр-т, д. 27, к. 1

Ключевые слова:

человек, сознание, субъективность, свобода, хаос, антропологическая форма, религия, сакральное, культ, философская антропология

Аннотация

В статье осуществляется попытка ответить на вопрос «Что такое человек?» исходя из философско-антропологического дискурса. Наука, предпочитая объективирующий стиль мышления, говорит о человеке как о биосоциальном существе. Современная аналитическая философия, претендующая на научность, пытается объяснить сознание человека в терминах нейронов. По мнению автора статьи, строгая научность не может быть претензией философской антропологии, поскольку суть человека - необъективируемое. Но разговор о необъективируемом возможен лишь при условии допущения свободы человека. Таким образом, исходное условие антропологического дискурса - представление о свободе человека, - а также утверждение о том, что суть феномена человек заключается в сознании, подводит автора к гипотезе о том, что человек есть существо, нуждающееся в форме. Автор последовательно разрабатывает две центральные гипотезы исследования: 1) человек - это субъективность, нуждающаяся в форме; 2) антропологическая форма - это Абсолют. Для этого он разводит понятия сознания и субъективности, связывая первое с порядком, а второе с хаосом. Вводит понятие антропологической формы, акцентируя внимание на её учреждающей функции. Представляя природу человека как одновременно трансцендентую и имманентную миру, а значит, ставящую перед человеком проблему бесконечности, хаоса и самозамкнутости единичных состояний субъективности, автор приходит к выводу о том, что антропологическая форма - это Бог. Философско-антропологическая формула «Бог есть сознание» не значит, что сознание и Бог извечно тождественны. Она означает то, что впервые и в своём максимуме, то есть в самом своём существе, сознание явило себя как Бог. Как тотальная форма Бог знает больше того, что актуально знает человек. Видит больше того, что реально видит он. Форма - как залог человека, как человек, взятый в перспективе бесконечности и своей возможности. Это тот горизонт, внутри которого человек актуально может выстроить то, что дано потенциально. С антропологической точки зрения Бог подобен распрямлённой душе человека, взятой в абсолюте. Бог есть вся потенциальность, в человеке сжатая и способная разжаться. Это результат самоучреждения сознания. Отдельно автор останавливается на анализе концепции Фуко и Делёза о человеке как временной форме, а также на теме субъективности ребёнка и отношения к форме в русской культуре.

Биография автора

  • Наталья Ростова, Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова. 119991, Российская Федерация, Москва, Ломоносовский пр-т, д. 27, к. 1

    Наталья РОСТОВА - кандидат философских наук, старший преподаватель. Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова

     

Опубликован

2015-12-30

Выпуск

Раздел

Горизонты философской антропологии

Как цитировать

[1]
2015. Антропологическая форма как смысл феномена человек. Философская антропология. 1, 2 (Dec. 2015), 165–183.

Похожие статьи

1-10 из 87

Вы также можете начать расширеннвй поиск похожих статей для этой статьи.