Метафизика Аристотеля
DOI:
https://doi.org/10.21146/2414-3715-2023-9-2-164-197Ключевые слова:
Аристотель, метафизика, теоретическая наука, сущность, категории, возможность и действительность, энтелехия, причина, теология, перводвигательАннотация
В статье предлагается новая реконструкция метафизики Аристотеля. Показано, какое место занимает первая философия в системе научного знания, в чём состоит её предмет и какие разделы она содержит. Детально изложены: аристотелевское учение о категориях; теория сущности; учение о сущем в возможности и в действительности; теория четырёх причин и учение о божественном Уме как перводвигателе мира, в котором метафизика смыкается с теологией. При изложении аристотелевского учения о сущности оспаривается устоявшееся в науке представление о том, что теория сущности в «Категориях», где сущностями признаются единичные чувственно воспринимаемые вещи, отличается от теории сущности в VII книге «Метафизики», где сущность отождествляется с формой. Показано, что в обоих трактатах сущность совпадает с единичной вещью, но лишь постольку, поскольку та берётся без своих акцидентальных свойств и сводится исключительно к субстанциальным, которые делают вещь ею самой. В результате общее оказывается реально существующим в единичном — как форма, реализуемая в конкретной материи. Таким образом, главной чертой аристотелевского понимания бытия оказывается становление вещи самой собой, что, в свою очередь, приводит философа к необходимости различать два модуса сущего — сущее в возможности и сущее в действительности.