Учение о гениальности Артура Шопенгауэра

Авторы

  • Сергей Чернов Институт Непрерывного Профессионального Образования. 144000, Российская Федерация, г. Электросталь Московской области, проспект Ленина, 45–12.

DOI:

https://doi.org/10.21146/2414-3715-2017-3-2-141-160

Ключевые слова:

Артур Шопенгауэр, философская антропология, проблема гениальности, избыток интеллекта, созерцательное познание, иные миры, гениальность и талант, гениальность и безумие, серьёзная заурядность взрослости, свободная творческость детскости

Аннотация

В статье впервые проводится целостный содержательно-аналитический обзор учения Артура Шопенгауэра о гениальности, где основные идеи заключаются в следующем. Во-первых, гениальность состоит в совершенно непомерном, реальном избытке интеллекта, которого не требует для себя и своих услуг слепая воля, управляющая миром, и при этом гениальный человек охватывает своим сознанием общие начала бытия и становится, таким образом, способным к познанию сущности вещей, на что не способны ни обыкновенные люди, ни выдающиеся таланты. Во-вторых, сущность гениальности состоит в созерцательном и, следовательно, более объективном и целостном познании мира, что позволяет гению видеть такие миры, которые недоступны для восприятия и понимания других людей. В-третьих, предметом познания гения являются только те проблемы, в которых отражается «суть вещей вообще, только общее в них, целое», и, напротив, все остальные люди легко проходят мимо тех проблем, которые гений просто не может пропустить. В-четвёртых, гениальные люди, в силу своей способности к созерцательному познанию мира, отличному от познания, осуществляемого в виде понятий, дающих лишь малосодержательные абстракции, оказываются способными к познанию реальности «Платоновых идей». При этом гениальные люди менее всего заботятся о собственной пользе, напротив, их усилия направлены не на получение личной выгоды, а на создание общезначимых, общечеловеческих ценностей – ценностей, формирующих в конечном итоге духовную культуру человеческого рода. В статье также рассматриваются представления Шопенгауэра о гениальности и о безумии и показывается неправомерность отнесения Шопенгауэра к числу сторонников психопатологической теории гениальности. В настоящем исследовании показано, что Шопенгауэр выводит истоки гениальности из рефлексии о самом человеке и, таким образом, он не ограничивает анализ гениальности лишь предметными границами психологии, а впервые поднимаетэту проблему уже на уровень философско-антропологического анализа и тем самым придаёт проблеме гениальности онтологический, универсальный, фундаментальный характер.

Биография автора

  • Сергей Чернов, Институт Непрерывного Профессионального Образования. 144000, Российская Федерация, г. Электросталь Московской области, проспект Ленина, 45–12.

    Сергей ЧЕРНОВ – кандидат педагогических наук, профессор, ректор. Институт Непрерывного Профессионального Образования.

Загрузки

Опубликован

2017-12-29

Выпуск

Раздел

Герменевтика

Как цитировать

[1]
2017. Учение о гениальности Артура Шопенгауэра. Философская антропология. 3, 2 (Dec. 2017), 141–160. DOI:https://doi.org/10.21146/2414-3715-2017-3-2-141-160.

Похожие статьи

1-10 из 204

Вы также можете начать расширеннвй поиск похожих статей для этой статьи.