Панпсихизм в современной аналитической философии сознания

Авторы

  • Александр Гусев Федеральное государственное бюджетное учреждение науки Институт философии Российской академии наук

DOI:

https://doi.org/10.21146/2414-3715-2021-7-2-85-103

Ключевые слова:

философия сознания, сознание, опыт, панпсихизм, метафизика, дуализм, физикализм, трудная проблема сознания, проблема ментальной каузальности, аналитическая философия

Аннотация

Статья посвящена панпсихическим концепциям в современной аналитической философии сознания. По мнению некоторых влиятельных философов, панпсихизм имеет теоретические ресурсы для решения и старой загадки Р. Декарта о каузальном отношении между царствами ментального и физического, и трудной проблемы сознания Д. Чалмерса: «Почему некоторые физические системы порождают сознательное переживание?». Во второй половине XX в. в аналитической философии велись бурные дискуссии о том, действительно ли некоторые аспекты сознательных метальных состояний, феноменальные свойства опыта, нередуцируемы к чему-либо физическому или функциональному. Стратегия современных сторонников панпсихических концепций заключается в попытке обоснованно расширить нашу онтологию. Они добавляют на микроуровень примитивный аналог сознательного опыта, которым обладают такие фундаментальные физические сущности, как элементарные частицы. Тем самым феноменальное сознание в своей микроформе не только становится фундаментальным элементом реальности, но и получает свою каузальную релевантность на макроуровне. Тем не менее все разновидности панпсихизма сталкиваются с проблемой комбинации: «Каким образом комбинация опыта фундаментальных физических сущностей приводит к появлению сознания?». В статье оценивается правдоподобность главных ответов на различные вариации проблемы комбинации. Демонстрируется, что после ревизии панпсихические концепции теряют своё преимущество перед дуализмом и физикализмом по разным основаниям. В случае с эмерджентным и автономным ответами понятие микроопыта становится теоретически бесполезным. Ответ С. Колмана через элиминацию микросубъектов и вовсе приводит к отказу от панпсихизма, а идея феноменального соединения Ф. Гоффа обременена тем, что мы в принципе эпистемически закрыты для её понимания. Автор приходит к выводу, что трудная проблема сознания неразрешима в силу неустранимости своей эпистемологической составляющей, а не метафизической или эмпирической. Пока вопрос формы «Действительно ли объект X обладает подлинной феноменальной перспективой от первого лица?» имеет смысл, мы так или иначе будем склонны считать, что трудная проблема сознания ещё не решена.

Скачивания

Данные по скачиваниям пока не доступны.

Биография автора

  • Александр Гусев, Федеральное государственное бюджетное учреждение науки Институт философии Российской академии наук

    младший научный сотрудник. Институт философии РАН.

    109240, Российская Федерация, Москва, ул. Гончарная, д. 12, стр. 1

Загрузки

Опубликован

2021-12-25

Выпуск

Раздел

Аналитическая философия

Как цитировать

1. Гусев А. Панпсихизм в современной аналитической философии сознания // Философская антропология. 2021. № 2 (7). C. 85–103.

Похожие статьи

11-20 из 65

Вы также можете начать расширеннвй поиск похожих статей для этой статьи.