Мерло-Понти Морис
DOI:
https://doi.org/10.21146/2414-3715-2024-10-1-106-126Ключевые слова:
человек, бытие, мир, плоть, тело, восприятие, душа, язык, искусство, историяАннотация
В статье представлено краткое изложение философского учения французского мыслителя Мориса Мерло-Понти (1908–1961). Основные темы исследования таковы: обоснование уникальных отношений человека и мира, человека и человека; природа языка; лингвистический опыт человека; история как порождение и пространство человеческой деятельности. Размышляя об отношении человека к миру, М. Мерло-Понти стремился выявить естественный и одновременно изначальный контакт человека с миром. При создании своей философской концепции он опирался на учения М. Монтеня, Мен де Бирана, А. Бергсона, Г. Марселя. Философ выделяет специфическую роль тела человека в его жизни и в создании человеческой общности, объявляя его «всеобщим масштабом». Мерло-Понти многосторонне исследует понятие плоти, являющейся для него первоэлементом бытия и позволяющей говорить о родственности человеческого «я» и мира. Далее он обосновывает причастность человека к бытию через язык, речь, появление и оформление которых связывает с особой функцией человеческого тела. Лингвистический опыт философ объявляет высшим достижением человека, показателем его историчности и способности к трансцендированию, благодаря которым осуществляется развитие человеческой культуры. В лингвистическом опыте человек обращается к «другому», и бытие предстаёт местом встречи внедрённых в него «я» и «другого»; «другой» изначально включён в первичный опыт мира — «я» и «другой» состоят из одной плоти. Плоть выступает и исходной точкой для исследования социального бытия человека. Материалом, подкрепляющим и развивающим выводы философии, для М. Мерло-Понти, является искусство: философ и художник в своём творчестве исходят из первичного отношения к миру; философия и искусство — это контакт с бытием, обнаружение мира вещей, исследование первозданной реальности. Подтверждение своих идей Мерло-Понти ищет в творчестве Бальзака, Стендаля, Пруста, Жида, Сент-Экзюпери, повествующих, по его убеждению, о полноте человеческого духа, богатстве внутреннего мира человека, о содружестве людей.