Мишель Фуко об «антропологическом круге»

Авторы

  • Егор Дорожкин Нижегородская государственная консерватория им. М.И. Глинки

DOI:

https://doi.org/10.21146/2414-3715-2023-9-2-122-129

Ключевые слова:

антропоцентризм, антиантропоцентризм, Мишель Фуко, человек, безумие, негативность, антропологический круг, самореферентность человеческого, эпистема, современность

Аннотация

Задолго до того, как в начале XXI в. критика антропоцентризма стала общим местом, Мишель Фуко задавался вопросами о происхождении и условиях культуры самореферентности человеческого. В его работах 1960-х гг. данная тема оказалась одной из ключевых, если не главной. Исследуя историю появления безумия в качестве предмета психиатрического знания, душевного заболевания, а затем изучая смену эпистемы классического рационализма XVII–XVIII вв. на современную, Фуко обнаружил то, что назвал «антропологическим кругом». Это ситуация в истории мысли, когда человек стал объектом позитивного знания, когда его душевная жизнь объективировалась, в результате чего и сформировался современный антропоцентризм. Человек оказывается в центре современности не как богоподобный титан эпохи Возрождения в центре космоса, а в качестве конечного человеческого существа, выступающего условием производства современных типов знания, включая знание о самом себе. Однако чем более конкретным и познанным становится этот человек, тем более его сущность ускользает, по мнению Фуко, в область немыслимого

Скачивания

Данные по скачиваниям пока не доступны.

Биография автора

  • Егор Дорожкин, Нижегородская государственная консерватория им. М.И. Глинки

    Кандидат философских наук, старший преподаватель кафедры философии и эстетики

Загрузки

Опубликован

2023-12-28

Выпуск

Раздел

ОТЗВУКИ СОБЫТИЙ

Как цитировать

1. Дорожкин Е. Мишель Фуко об «антропологическом круге» // Философская антропология. 2023. № 2 (9). C. 122–129.

Похожие статьи

1-10 из 72

Вы также можете начать расширеннвй поиск похожих статей для этой статьи.