Антропологическое измерение эффекта Пигмалиона

Авторы

  • Алексей Тарасов Приволжский исследовательский медицинский университет

DOI:

https://doi.org/10.21146/2414-3715-2023-9-2-146-152

Ключевые слова:

эффект Пигмалиона, эффект Голема, модальная личность, самосбывающееся пророчество, нейропластичность, экзистенциальное разочарование, неконкурентоспособность добра, советский проект, пик гуманизма, В.А. Кутырёв

Аннотация

В отношении человека действует «эффект Пигмалиона». Это феномен, при котором их собственные ожидания от самих себя или то, что от них ожидают другие люди, может влиять на их поведение и результаты работы. Причём это работает даже на самом базовом, примитивном физиологическом уровне — в обогащённой среде мозг становится больше по объёму, а плотность его нервной ткани повышается, тогда как провоцирующие сильный стресс или обеднённые условия снижают количество нервных клеток в мозге. У людей в СССР была абсолютная уверенность, что в итоге добро победит (эффект Пигмалиона или плацебо на языке медицины), в то время как с 1990-х гг. и до сегодняшнего дня включительно в России тотально господствует прямо противоположная установка (программа) — зло всё равно возьмёт верх (эффект Голема или ноцебо на языке медицины). Доказательством наличия эффекта Пигмалиона в советское время выступают модальные личности — те, кто реализовал всё лучшее своей (советской) эпохи. Таких примеров в советское время бесчисленное количество. Одним из самых ярких из них в философской среде был профессор В.А. Кутырёв. Любой мог стать академиком, философом, инженером, офицером или космонавтом и т.д. Это был эффект Пигмалиона в действии.

Скачивания

Данные по скачиваниям пока не доступны.

Биография автора

  • Алексей Тарасов, Приволжский исследовательский медицинский университет

    Кандидат философских наук,

    доцент кафедры социально-гуманитарных наук

Загрузки

Опубликован

2023-12-28

Выпуск

Раздел

ОТЗВУКИ СОБЫТИЙ

Как цитировать

1. Тарасов А. Антропологическое измерение эффекта Пигмалиона // Философская антропология. 2023. № 2 (9). C. 146–152.

Похожие статьи

1-10 из 221

Вы также можете начать расширеннвй поиск похожих статей для этой статьи.