Социальные медиа как современное отображение стиля жизни

Авторы

  • Яна Самойлова Институт философии РАН

DOI:

https://doi.org/10.21146/2414-3715-2023-9-2-153-163

Ключевые слова:

социальные медиа, социальные сети, стиль жизни, общество потребления, демонстративное потребление, повседневность, идентичность, псевдореальность, «эстетическая» галлюцинация реальности, симулятивные образы

Аннотация

Тема стиля жизни так или иначе всегда присутствовала в социальной философии и экономике. Макс Вебер и Торстейн Веблен были одними из первых, кто ввёл в понятие «стиль жизни» в область науки. Вебер использовал стиль жизни в контексте социальной стратификации, чтобы описать статусные группы. Веблен ввёл понятие в своей концепции «праздного класса», показав, что потребительский стиль жизни / демонстративное потребление — это утверждение своей власти, символической власти. То есть товары приобретаются не из нужды, а в качестве демонстрации своего класса и денег. Так Вебер и Веблен задали тон для последующих исследований стиля жизни. Пьер Бурдьё также полагает, что разные стили жизни показывают принадлежность к тому или иному классу. Он вписывает понятие в свою концепцию габитуса и показывает, как стиль жизни человека проявляется в его повседневности. Энтони Гидденс переносит разговор о стиле жизни из классового строения общества в мир современности, где перед человеком стоит задача конструирования собственной идентичности, а стиль жизни раскрывается в экзистенциальном дискурсе. Находясь в поиске своего «Я» и пытаясь ответить на вопрос «как мне жить?», современный человек обращается ко всевозможным источникам экспертного мнения, одним из которых становятся социальные медиа. Но вместо того, чтобы искать ответы на свои вопросы, человек погружается в мир красивых образов, который наполнен «аватарами», демонстрирующими идеальную жизнь. Так человек впадает в псевдореальность, созданную социальными медиа, из которой он не может вырваться или, возможно, уже не хочет. Ведь эта новая реальность лучше, ярче и красивее, а самое главное, в ней человек может создать идеального себя и отображать это через свой псевдостиль жизни. Полвека назад Бодрийяр уже описал человека, погружённого в эту «эстетическую» галлюцинацию реальности. И теперь перед современным человеком стоит новая задача — вырваться из губительной псевдореальности и вновь вернуться к поиску своего «Я».

Скачивания

Данные по скачиваниям пока не доступны.

Биография автора

  • Яна Самойлова, Институт философии РАН

    Аспирант сектора истории антропологических учений

Загрузки

Опубликован

2023-12-28

Выпуск

Раздел

ОТЗВУКИ СОБЫТИЙ

Как цитировать

1. Самойлова Я. Социальные медиа как современное отображение стиля жизни // Философская антропология. 2023. № 2 (9). C. 153–163.

Похожие статьи

1-10 из 86

Вы также можете начать расширеннвй поиск похожих статей для этой статьи.