Гений художника через призму его моделей
DOI:
https://doi.org/10.21146/2414-3715-2021-7-1-80-115Ключевые слова:
Боттичелли, гений художника, художественный тип, энергетика произведения, эпистолярный стиль, Пикассо, Ольга Хохлова, мимолётности, Наташа ТамручиАннотация
В эссе, состоящем из двух частей, анализируются женские образы двух великих художников Боттичелли и Пикассо. Эссе носит характер искусствоведческого исследования с мемуарными переплетениями.
В первой части автор делает попытку расшифровать гений Боттичелли, применяя приём анализа прообраза героини художника и сопоставления его с образом реальной женщины, похожей на модель Боттичелли. Гений художника раскрывается через созданный им тип, в некотором смысле — инвариант, прекрасной женщины, духовный и материальный образ которой повторяется в реальности. Энергетика полотен Боттичелли, составляющая их тайну, позволила автору увидеть в жизни реальную копию героини художника.
Используя архив сохранившихся личных писем прекрасной дамы, как бы сошедшей с полотен Боттичелли «Весна» и «Рождение Венеры», автор проводит аналогию эпистолярного наследия с кинематографом, когда события описываются не в строгом хронологическом порядке, а высвечиваются и масштабируются отдельные важные моменты и переживания. По письмам автор реконструирует характер своей героини и гипотетически переносит эти черты характера на модель Боттичелли, о характере которой почти не осталось никаких свидетельств.
Вторая часть эссе навеяна фотографией жены Пикассо Ольги Хохловой, сохранившейся в личном архиве друзей автора. Автор встраивает свой рассказ о музе и большой любви Пикассо и о его других парадоксальных моделях в обстоятельства своей личной жизни, в обстановку своей молодости, сопоставляя революционные перемены в искусстве начала XX века с настроениями представителей художественной интеллигенции 70-х годов прошлого века. Героини Пикассо и странные переплетения судьбы участников повествования автора составляют содержание этой части эссе.