Спиноза
DOI:
https://doi.org/10.21146/2414-3715-2018-4-2-152-185Ключевые слова:
Спиноза, русский спинозизм, геометрический метод, натурфилософия, натуралистический принцип, метафизика, телеология, этика, моральный субъект, высшее благоАннотация
В статье речь идёт о Спинозе, его жизни, учении и духовном наследии, об истории русского спинозизма, о современных исследованиях его творчества. Особое внимание уделено анализу его главного произведения – «Этики», представляющего всеобъемлющую систему идей и включающего в себя теологию, метафизику, натурфилософию и этику. Рассматривается роль геометрического метода в построении им картины мира и отмечается, что геометрическая модель у Спинозы выражает объективный порядок построения универсума. Наряду со схематикой разделения реальности на природу порождающуюи природу порождённую, важным для метафизики Спинозы является различение двух форм представления бытия – реальной и модальной(realiter / modaliter). Говорится об определённой коллизии внутри самой методологии Спинозы при истолковании им порядка универсума, где наряду с геометрическим и каузальным сценарием присутствуют ещё два других – теологически-религиозный и метафизический. Касаясь натуралистического принципа, автор утверждает, что «натурализм» Спинозы должен всегда рассматриваться с серьёзными поправками на теологический, метафизический, геометрический, этический, утилитаристский и другие контексты его приложения. Автор утверждает идею первичности метафизической модели бытия относительно моральной стратификации универсума. Иерархичность субстанциального пространства в универсуме Спинозы создаёт предпосылки для формирования в нём определённой телеологической идеи, где в качестве высшего блага и цели стремлений морального субъекта выступает сам субстанциальный порядок устроения мира.