Мунье Эмманюэль
DOI:
https://doi.org/10.21146/2414-3715-2023-9-2-198-224Ключевые слова:
французский персонализм, Э. Мунье, духовный мир, личность, субъективность, интериорность, трансцендирование, сверхбытие, искусство, теология любвиАннотация
Статья посвящена творчеству Эмманюэля Мунье (1905–1950), основоположника и ведущего теоретика философии французского персонализма. Цель своего учения философ видит в поиске выхода из глубокого цивилизационного кризиса, в котором, по его убеждению, к началу ХХ в. оказалось человеческое общество. Он стремится отыскать пути к постижению качественно новой цивилизации, основанной на действенном приоритете духовных ценностей. Центральной идеей в воззрениях мыслителя является трансцендирование как фундаментальное свойство человека-личности, преодолевающего механистические связи и обусловленности и устремлённого к «сверх-бытию». К основным характеристикам бытия человека он относил также чувство человеческой общности: общество изначально включалось им в определение личности. Особое значение в процессе становления человека личностью философ-персоналист придавал искусству. Идеи персонализма Э. Мунье и его соратников (Ж. Лакруа, М. Недонселя и др.) оказали заметное влияние на философские, социологические и эстетические учения ХХ века, ориентируя исследователей на изучение проблем духовного содержания человеческой деятельности, человеческого общения, человеческой общности. Они стали теоретической основой ряда направлений теологической мысли — теологии личности, теологии труда, теологии революции, теологии освобождения.