Поэзия мифа Вяч. Иванова и творчество мифа Д. Андреева

Авторы

  • Игорь Чиндин Московский авиационный институт (национальный исследовательский университет). 125993, Российская Федерация, Москва, Волоколамское шоссе, д. 4

DOI:

https://doi.org/10.21146/2414-3715-2019-5-1-62-80

Ключевые слова:

русский символизм, неомифологизм, миф, мифопоэтика, мифотворчество, мифомышление, мистический реализм, русская идея, логомиф, миф par excellence

Аннотация

Рассматривается творчество одного из лидеров русского символизма Вяч.И. Иванова через призму неомифологизма; содержится попытка анализа особенностей мифопоэтики поэта-философа; обнаруживается различие между «мифопоэтикой» и «мифотворчеством»; даётся обзор взглядов поэта на творчество мифа до его эмиграции в Италию и в период эмиграции; выделяется ряд аспектов мифического восприятия мира, на основании которых выявляется отличие символистского неомифологизма от мифического повествования древности; закон «идеал-материального единства» рассматривается в качестве важнейшей установки мифического познания мира, благодаря чему оказывается возможным единение субъекта и объекта познания, повествование от лица «духовных» сущностей, креация новых духовных топосов. В статье предлагается уточнение термина «миф» в контексте эстетических и философских построений русской романтико-символической школы; на основе выделенных аспектов мифического восприятия мира «миф» Вяч. Иванова сравнивается с «мифом» русского андеграундного поэта сталинской эпохи Д.Л. Андреева. В качестве предварительных заключений в статье делается вывод о качественном углублении в мифическое восприятие мира, которое обнаруживается в творчестве Д. Андреева, по сравнению с поэзией русских символистов, и в частности Вяч. Иванова. В творчестве Андреева выявляется факт создания новейшего мифического хронотопа – Розы Мира, творчества новейшего пантеона, а также факт перехода с языка «отвлечённых» философских понятий на язык «конкретных» мифических сущностей. В данных фактах автором статьи усматривается реализация закона «идеал-материального единства» мифомышления, а также заветов как русского символизма, так и Вл.С. Соловьёва по обретению целостности познания.

Биография автора

  • Игорь Чиндин, Московский авиационный институт (национальный исследовательский университет). 125993, Российская Федерация, Москва, Волоколамское шоссе, д. 4

    Кандидат философских наук, доцент, доцент кафедры философии

Загрузки

Опубликован

2019-06-28

Выпуск

Раздел

Религиозная антропология

Как цитировать

[1]
2019. Поэзия мифа Вяч. Иванова и творчество мифа Д. Андреева. Философская антропология. 5, 1 (Jun. 2019), 62–80. DOI:https://doi.org/10.21146/2414-3715-2019-5-1-62-80.

Похожие статьи

1-10 из 33

Вы также можете начать расширеннвй поиск похожих статей для этой статьи.