Иларион

Авторы

  • Владимир Мильков Институт философии Российской академии наук. 109240, Российская Федерация, Москва, ул. Гончарная, д. 12, стр. 1 https://orcid.org/0000-0001-7382-4447

DOI:

https://doi.org/10.21146/2414-3715-2019-5-1-102-121

Ключевые слова:

русская философия, Древняя Русь, Иларион Киевский, идеология древнерусской автокефалии, историософия, Церковь, христианство, Закон, Благодать, мировая история

Аннотация

Статья посвящена характеристике религиозно-философских воззрений выдающегося древнерусского мыслителя и церковно-политического деятеля – Илариона Киевского (конец X в. – начало XI в. – ок. 1054/1055). Анализируется содержание «Слова о Законе и Благодати» – одного из самых древних отечественных историософских сочинений. Обосновывается составной характер памятника, который состоит из объединения трёх независимых частей и представляет собой своеобразную подборку текстов Илариона. В глубоко эмоциональной образно-поэтической форме древнерусским мыслителем даётся теоретическое осмысление мировой и отечественной истории. Иларион выделяет важнейшие этапы мировой истории, которая, по его представлениям, вершится по заданному Богом сценарию. Поступательное движение осуществляется за счёт приобщения всё новых и новых народов к Благодати (христианству). В произведении обосновывается идея равенства всех народов. Утверждается право «молодого» славянского народа «быть новыми мехами для старого вина». С позиций равенства в вере Иларион отвергает претензии Византии («старого народа»), которая присвоила себе монополию на Благодать и горделиво возносилась над «молодыми народами» как лишёнными достоинств и значимости варварами. Иларион, в пику заносчивости греков, прославляет величие своей страны и достойных памяти предков Владимира Крестителя. Он восхваляет весь княжеский род, тем самым возвышая языческое прошлое молодой христианской державы. В прославлении настоящего через прошлое чётко прослеживается национальная идея. «Слово» Илариона формировало в сознании древних русичей чувство собственного достоинства, позволяло с уверенностью глядеть в будущее. В религиозную форму с такими мотивами облекалась программа независимости русской церкви от Константинопольского патриархата. Иларион, избранный русскими епископами автокефальным митрополитом в 1051 г., идейно обосновывал право своей страны на церковную автономию.

Биография автора

  • Владимир Мильков, Институт философии Российской академии наук. 109240, Российская Федерация, Москва, ул. Гончарная, д. 12, стр. 1

    Доктор философских наук, ведущий научный сотрудник

Загрузки

Опубликован

2019-06-28

Выпуск

Раздел

ЭНЦИКЛОПЕДИЧЕСКИЙ ПОИСК

Как цитировать

[1]
2019. Иларион. Философская антропология. 5, 1 (Jun. 2019), 102–121. DOI:https://doi.org/10.21146/2414-3715-2019-5-1-102-121.

Похожие статьи

1-10 из 50

Вы также можете начать расширеннвй поиск похожих статей для этой статьи.