Лосев Алексей Фёдорович
DOI:
https://doi.org/10.21146/2414-3715-2023-9-1-191-217Ключевые слова:
русская религиозная философия, А.Ф. Лосев, философия мифа, философия имени, язык, диалектика, личность, персонализм, символ, античная эстетикаАннотация
Алексей Фёдорович Лосев (10[22].09.1893, Новочеркасск — 24.05.1988, Москва), русский философ, филолог, писатель. Созданная им религиозно-философская концепция представляет собой уникальный синтез переосмысленной многовековой традиции античной и средневековой мысли (Платон и неоплатонизм, христианское апофатическое богословие Дионисия Ареопагита, Григория Паламы, Николая Кузанского), методологии новоевропейской философии (немецкий классический идеализм, неокантианство, феноменология Э. Гуссерля) и проблематики русской религиозной философии конца XIX в. — начала XX в. от Вл.С. Соловьёва (идея всеединства) до П.А. Флоренского. В конструктивном оформлении этой концепции центральное место занимает диалектика, в многомерном построении которой каждая категория и все они вместе прорабатываются в свете каждой другой. Персоналистическая онтология Лосева лежит в основе его философии языка (именование как интерпретативно-коммуникативное самовыявление личности), философии мифа как самобытной формы личностного мировосприятия (миф как первичная непосредственно переживаемая и творимая реальность, символически выраженная), эстетики (художественная форма есть «личность как символ и символ как личность»). Лосев явился основоположником философии музыки в России. Созданная им многотомная история античной эстетики представляет собой историю всей античной культуры, раскрытой в её символически-выразительных аспектах. В целом работы Лосева, представителя последнего поколения Серебряного века русской культуры, стали своеобразным завершением православной религиозной философии в России XIX в. — начала XX в.