Мераб Мамардашвили: автор со своим голосом и поступком
DOI:
https://doi.org/10.21146/2414-3715-2021-7-1-205-223Ключевые слова:
философия, М.К. Мамардашвили, топология, Письмо, Голос/Речь, мышление, антропология Пути, произведение, событийность, ПрисутствиеАннотация
В статье анализируются подходы известных отечественных философов — В.А. Подороги и С.А. Смирнова — к философскому творчеству Мераба Константиновича Мамардашвили. Речь идёт о двух монографических исследованиях, вышедших в свет в 2020 году и позволяющих совершенно по-особому, через оригинальную авторскую оптику, взглянуть на философствование М.К. Мамардашвили. Отмечая топологическое устройство мышления Мамардашвили, его особую метафоричность, авторы, каждый по-своему, погружают читателя в смысловое пространство его философии. В.А. Подорога указывает на уникальный философский стиль Мамардашвили, построенный на свободной речи-мышлении в противовес письменному тексту, с постоянным желанием повторить сказанное, чтобы получить новый импульс для движения мысли, и неизменным возвращением в исходную точку. С.А. Смирнов прослеживает авторский акт высказывания Мамардашвили как автобиографический, восстанавливая навигацию личности философа через произведение, выступающее органом-инструментом понимания.
Опубликованные монографии вносят значительный вклад в осмысление отечественной философской традиции XX века.