Исторический идеал как сценарий для будущего: генезис и эволюция теократического проекта В.С. Соловьёва

Авторы

  • Анатолий Черняев Институт философии Российской академии наук. 109240, Российская Федерация, Москва, ул. Гончарная, д. 12, стр. 1
  • Александра Бердникова Институт философии Российской академии наук. 109240, Российская Федерация, Москва, ул. Гончарная, д. 12, стр. 1

DOI:

https://doi.org/10.21146/2414-3715-2017-3-2-124-140

Ключевые слова:

теократия, В.С. Соловьёв, всеединство, экуменизм, церковь, православие, католичество, славянофилы, история, утопия

Аннотация

Предпринимается историко-философская реконструкция концепции свободной всемирной теократии В.С. Соловьёва: раскрыты идейные корни данного проекта в творчестве философа, освещены основные этапы его теоретической разработки, показан культурно-исторический контекст и начальная рецепция в русском обществе теократической идеи, которая стала ключевой в построениях В.С. Соловьёва 1880-х гг. Продемонстрировано, что идея свободной теократии и являющегося условием её реализации соединения восточной и западной частей христианской церкви явилась закономерным итогом исканий
философа в период, начало которого связано с публикацией серии статей церковной тематики в газете «Русь» (1881–1882), а финалом стало издание книги «Россия и вселенская церковь» (Париж, 1889). Рассмотрена история создания и публикации центрального произведения данного периода – незавершённого исследования «История и будущность теократии». Предпринята попытка реконструкции авторского замысла, необходимость чего продиктована тем, что, как показал текстологический анализ, ни одна из трёх опубликованных редакций этого произведения (отдельные главы в журнале «Православное обозрение», Загребское издание и посмертное издание в составе Собрания сочинений под редакцией Э.Л. Радлова и С.М. Соловьёва) не может считаться подлинно авторской. Разработка В.С. Соловьёвым теократической темы рассмотрена в контексте идейной эволюции мыслителя, итогом которой стало разочарование в утопическом идеале теократии, что нашло отражение в работах «Об упадке средневекового миросозерцания» (1891) и «Три разговора о войне, прогрессе и конце всемирной истории» (1900). Поставлен вопрос о значимости теократического проекта В.С. Соловьёва, в рамках которого путём обращения к средневековой религиозно-политической концепции философ стремился найти пути к решению актуальных проблем современности.

Скачивания

Данные по скачиваниям пока не доступны.

Биографии авторов

  • Анатолий Черняев, Институт философии Российской академии наук. 109240, Российская Федерация, Москва, ул. Гончарная, д. 12, стр. 1

    Анатолий ЧЕРНЯЕВ - кандидат философских наук, заместитель директора по научной работе. Институт философии Российской академии наук.

  • Александра Бердникова, Институт философии Российской академии наук. 109240, Российская Федерация, Москва, ул. Гончарная, д. 12, стр. 1

    Александра БЕРДНИКОВА – кандидат философских наук, научный сотрудник. Институт философии Российской академии наук.

Загрузки

Опубликован

2017-12-29

Выпуск

Раздел

Религиозная антропология

Как цитировать

1. Черняев А. ., Бердникова А. . Исторический идеал как сценарий для будущего: генезис и эволюция теократического проекта В.С. Соловьёва // Философская антропология. 2017. № 2 (3). C. 124–140.

Похожие статьи

11-20 из 219

Вы также можете начать расширеннвй поиск похожих статей для этой статьи.