Джайнская философия
DOI:
https://doi.org/10.21146/2414-3715-2019-5-2-136-156Ключевые слова:
категории, субстанция-атрибут-модус, протяжённые субстанции, «доктрина неодносторонности», семичленное предицирование, «теория точек зрения», Умасвати, Кундакунда, Харибхадра, карма, ненасилие, освобождениеАннотация
Философская традиция джайнов рассматривается со времени появления исторического основателя джайнизма Махавиры и заканчивая XVII веком, когда завершился период творческого развития джайнской доктрины. Особое внимание уделено категориальному аппарату в онтологии и эпистемологии, с признанием при этом специфики философской традиции джайнизма, заключающейся в совмещении двух уровней теоретизирования — собственно онтологической и этико-сотериологической. Эпистемология последователей Махавиры представлена в контексте двух базовых познавательных подходов — общеметодологического (рассмотрение доктрин «неодносторонности» и «точек зрения») и инструментального (анализ источников и средств получения достоверного знания вкупе с описанием этапов познания). Джайнская этика, включающая в себя разветвлённую систему предписаний и запретов, логично вытекает из онтологических постулатов джайнизма и служит правильному применению методов познания на практике.