Эпистемология и логика в индийской философии

Авторы

  • Наталия Канаева Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики». 105066, Российская Федерация, Москва, ул. Старая Басманная, д. 21/4

DOI:

https://doi.org/10.21146/2414-3715-2019-5-2-157-191

Ключевые слова:

анумана, апохавада, восприятие, выводное знание, вьявахара, индийская эпистемология и логика, истина, прамана, праманавада, сатья

Аннотация

Публикация представляет обзор содержания специальной дисциплины праманавады (учения об инструментах достоверного познания), сформировавшейся в индийских системах мировоззренческого знания — даршанах. Обзор начинается с установления сходств праманавады с западными эпистемологией и логикой, определения её структуры и небольшого экскурса в историю её формирования; отмечается влияние грамматики Панини (IV в. до н.э.) на выбор концептуального каркаса дисциплины Акшападой (III–IV вв.). Структура праманавады определена на основе «Ньяя-сутр» Акшапады, сочинений буддиста Дигнаги (ок. 450–520 гг.) и джайнских канонических сочинений Умасвати (II–III вв.) и Кундакунды (III–IV вв.); содержание логико-эпистемологических концептов раскрывается по базовым сочинениям восьми даршан.

Автор обращает внимание на роль концепта вьявахара (конвенциональное словоупотребление и повседневная практика), повлиявшего на специфику критического дискурса в Индии, описывает характерные для индийской традиции философствования представления о лингвистической референции. Содержание базовых концепций праманавады (субъект познания, познающее сознание, воспринимающие способности, сверхъестественные познавательные способности, идеалы познания, цель познания, истина, повседневная практика, инструменты достоверного познания, вывод у найяиков и буддистов, «точки зрения» джайнов, теория полемики) раскрывается через их сопоставление с западными логико-эпистемологическими идеями. Специфика праманавады усматривается наряду со своеобразием решения теоретических проблем в отсутствии символического языка для анализа рассуждений, в наличии особого формализма (закрепления традиционных способов ведения полемики) и в сохранении ограниченной свободы критического дискурса в формализованном скептицизме.

Биография автора

  • Наталия Канаева, Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики». 105066, Российская Федерация, Москва, ул. Старая Басманная, д. 21/4

    Кандидат философских наук, доцент Школы философии Факультета гуманитарных наук

Загрузки

Опубликован

2019-12-25

Выпуск

Раздел

ЭНЦИКЛОПЕДИЧЕСКИЙ ПОИСК

Как цитировать

[1]
2019. Эпистемология и логика в индийской философии. Философская антропология. 5, 2 (Dec. 2019), 157–191. DOI:https://doi.org/10.21146/2414-3715-2019-5-2-157-191.

Похожие статьи

1-10 из 204

Вы также можете начать расширеннвй поиск похожих статей для этой статьи.