Психоанализ и христианство. Теоретическая динамика
DOI:
https://doi.org/10.21146/2414-3715-2023-9-1-74-107Ключевые слова:
христианство, психоаналитическая теория религии, субъект, атеизм, антипозитивизм, мистическое бессознательное, Другой, Мать, современный психоанализ, психоанализ религииАннотация
Предметом данного исследования является психоаналитическая теория религии и эволюция её интерпретации христианства. Динамика теоретического развития представлена тремя основными эпохами. Во-первых, стоит рассмотреть предпосылки, из которых зарождался психоанализ и психоаналитическая теория религии. В западной христианской культуре интеллектуальная мысль XIX–XX вв. подпитывается эпохой Просвещения, философией «смерти Бога» и научным прогрессом. Но психоанализ изначально находится в двояком положении: он разоблачает примитивные представления о религии, и в то же время существует множество свидетельств того, что символизм и откровения интуиции, заложенные в иудео-христианской религии, включены в его структуру. Однако на данном этапе он рационалистически отрицает религиозную реальность. Следующая веха — господство экзистенциализма и развитие постмодернистской мысли. Значительно углубляется понимание духовных аспектов человеческого субъекта. Психоаналитическое мышление о религии воспринимает экзистенциальные интуиции и оказывается союзником христианства. Наконец, на третьем этапе, когда к началу XXI в. возникает характерный запрос Нового времени на трансформацию прежних знаний о религии и религиозности, со стороны психоанализа происходит ряд важных открытий по этому предмету. Диалог религий и психоанализа становится чрезвычайно актуальным, и, как показывает статья, современный психоанализ представляет целый спектр взглядов на христианство. Исследование опирается на теории религии, в дополнение к теории З. Фрейда, таких авторов, как Ж. Батай, Ж. Лакан, Ю. Кристева, а также на современных психоаналитических разработках в области изучения реальности религиозного субъекта, представленных на интеллектуальной сцене за последние десятилетия. В заключение даются выводы относительно общего дискурса психоанализа и христианства.