Человек в зеркале другого

Авторы

  • Тимо Брейер Кёльнский университет. Альбертус-Магнус-Плац, 50923, Кёльн
  • Анатолий Липов Институт философии РАН. 109240, Российская Федерация, Москва, ул. Гончарная, д. 12, стр. 1 https://orcid.org/0000-0002-0529-3274

DOI:

https://doi.org/10.21146/2414-3715-2020-6-1-58-84

Ключевые слова:

философская антропология, феноменология, интерсубъективность, межличностное взаимодействие, семантика метафоры, метафора зеркала, зеркалирование, зеркальное распознавание, зеркало и взгляд, трансмедиальная итерабельность

Аннотация

В статье Тимо Брейера зеркало предлагается как модель адекватности мира и разума, которая до некоторой степени доминировала в европейской истории идей. Эта идея взаимоотношения и взаимного восприятия в области межсубъектности достаточно проблематична, когда на карту поставлено конкретное столкновение двух телесных сущностей, двух личностей как двух тел. По мнению Брейера, метафора зеркала служит в истории культуры аналогом отношения человека к самому себе, к другим, к миру, тем самым в центр исследования ставится — в качестве центральной — тема антропологии, человеческого «я» и мировоззрения.

В представлении автора метафора зеркала заключается не столько в том, насколько сильна метафора зеркала в этом контексте, сколько прежде всего в социальном пределе физических рефлексов восприятия. Социальная рефлексия другого человека по отношению к нам содержит личное измерение, которое равнозначно соответствию взаимных размышлений, включая отказ от контакта друг с другом.

Зеркало способно лишь подтвердить психофизическую сторону моего существа, в то время как другой человек зеркалирует мою социальную сторону за этой стороной, где он также имеет возможность через свою субъективность и спонтанность отрицать меня в зеркальном отображении, т. е. отказать мне в каком-либо признании. Т. Брейер описывает различные асоциальные формы взгляда, которые отказываются допускать симметрию между нами и другими со ссылкой на метафорические теории Ральфа Конерсманна и Ханса Блюменберга. С помощью метафоры, по словам Брейера, мы можем обратиться к предконцептуальным ожиданиям, потребностям и опыту, к которым концептуальный язык не имеет доступа.

Биографии авторов

  • Тимо Брейер, Кёльнский университет. Альбертус-Магнус-Плац, 50923, Кёльн

    профессор феноменологии и антропологии, кафедра философии философского факультета.

  • Анатолий Липов, Институт философии РАН. 109240, Российская Федерация, Москва, ул. Гончарная, д. 12, стр. 1

    научный сотрудник.

Загрузки

Опубликован

2020-06-30

Выпуск

Раздел

Психоаналитическая антропология

Как цитировать

[1]
2020. Человек в зеркале другого. Философская антропология. 6, 1 (Jun. 2020), 58–84. DOI:https://doi.org/10.21146/2414-3715-2020-6-1-58-84.

Похожие статьи

1-10 из 205

Вы также можете начать расширеннвй поиск похожих статей для этой статьи.