Смерть как эстетический эксперимент

Авторы

  • Леандер Шольц Международный колледж исследований культурных технологий и философии СМИ при Веймарском университете Баухауса
  • Анатолий Липов Институт философии РАН https://orcid.org/0000-0002-0529-3274

DOI:

https://doi.org/10.21146/2414-3715-2020-6-2-88-104

Ключевые слова:

философия смерти, антропология смерти, дискурсы смерти, смерть и умирание, «дисквалификация смерти», гуманизация смерти, символизация смерти, страх смерти, «эстетизация» смерти, смерть как арт-проект

Аннотация

Чем интенсивнее человек задумывается о конечной природе жизни, тем больше он привязан к моменту в жизни, который ограничен во времени. Смерть — очень личный и сокровенный процесс, который в большинстве случаев не «красив». Реальность смерти в клиниках, отделениях интенсивной терапии и операционных залах по своей человеческой сути жестока. Тело в «конце пути» захвачено похоронными бюро. Тем самым смерть сегодня тождественна длительному пути страдания.

Перевод научной статьи посвящён осмыслению автором проекта немецкого художника Грегора Шнайдера, вызвавшего сенсацию и яростную реакцию в западных арт-кругах и за пределами арт-сцены, создав ему репутацию «самого страшного современного художника», нарушившего «существующие ограничения, которые нельзя превышать, если мы не хотим ставить под сомнение нашу цивилизацию». Замысел художника состоит в том, чтобы позволить смертельно больному человеку умереть в рамках арт-проекта, представляющего собой конфронтацию со смертью, который может убрать ужас смерти.

В рамках проекта умирающий определяет всё заранее. Вместо массовой однотипной медицинской процедуры смерть, смоделированная мастерством художника, утверждает Шнайдер, будет происходить в более гуманной обстановке, в которой люди могут умереть достойно, создавая себе личную защиту и обеспечивая этическое требование свободы воли и самоопределения.

Биографии авторов

  • Леандер Шольц, Международный колледж исследований культурных технологий и философии СМИ при Веймарском университете Баухауса

    научный сотрудник.

    Международный колледж исследований культурных технологий и философии СМИ при Веймарском университете Баухауса (Германия).

    Bauhausstrasse 11, 99423 Weimar, Germany

  • Анатолий Липов, Институт философии РАН

    научный сотрудник сектора эстетики.

    Институт философии РАН.

    109240, Российская Федерация, Москва, ул. Гончарная, д. 12, стр. 1

Загрузки

Опубликован

2020-12-30

Выпуск

Раздел

Человеческие экзистенциалы

Как цитировать

[1]
2020. Смерть как эстетический эксперимент. Философская антропология. 6, 2 (Dec. 2020), 88–104. DOI:https://doi.org/10.21146/2414-3715-2020-6-2-88-104.

Похожие статьи

1-10 из 207

Вы также можете начать расширеннвй поиск похожих статей для этой статьи.

Наиболее читаемые статьи этого автора (авторов)