Укрощение строптивых. О случайности в искусстве

Авторы

  • Отто Ноймайер Зальцбургский университет (Австрия)
  • Анатолий Липов Федеральное государственное бюджетное учреждение науки Институт философии Российской академии наук https://orcid.org/0000-0002-0529-3274

DOI:

https://doi.org/10.21146/2414-3715-2022-8-1-89-117

Ключевые слова:

искусство, эстетика, коммуникативные техники, теория искусства, случайность в искусстве, детерминистический хаос, вероятность случайности, «свободная игра» воображения, художественная воля, творческий принцип

Аннотация

В статье исследуется тема случайности в искусстве. Термин «случайность» очень широко используется в разговорной речи и варьируется от случайной встречи до случайного результата от брызг краски или случайного результата броска игральной кости. Во многих областях науки термин случайности используется в более узком смысле для случайных экспериментов с вычисляемыми или статистически оцениваемыми вероятностями возможных результатов. В то же время для многих художественных целей, от стремления к естественности изображения до «имитации» природы посредством художественного творчества, использование случая кажется абсолютно необходимым, что влечёт за собой ответственность художника в принятии этой необходимости, ибо уже само творческое обращение со случайностями требует искусства. Поэтому имеет смысл проводить различие между двумя концепциями случайности: ошибочной случайностью, в которой вероятности неисчислимы, и алеаторической, или вероятностной случайностью, в которой отдельное событие не может быть вычислено или предсказано, но в которой вероятности могут быть рассчитаны или определены.

Подобное понимание и подобная дилемма, собственно, и указывают на круг тем, затронутых в этом эссе. В обоснование своих воззрений на природу и специфику проявлений случайности в искусстве автор опирается на концепцию искусства Аристотеля, работы современных исследователей — Т. Адорно, Р. Арнхейма, Т. Больцано, Х.У. Река, П. Гендоллы, композиторов Пьера Булеза и Джона Кейджа.

Биографии авторов

  • Отто Ноймайер, Зальцбургский университет (Австрия)

    доцент кафедры философии.

    Францисканергассе 1, Зальцбург, Австрия

  • Анатолий Липов, Федеральное государственное бюджетное учреждение науки Институт философии Российской академии наук

    научный сотрудник сектора эстетики.

    109240, Российская Федерация, Москва, ул. Гончарная, д. 12, стр. 1

Загрузки

Опубликован

2022-06-30

Выпуск

Раздел

Человек в мире искусства

Как цитировать

[1]
2022. Укрощение строптивых. О случайности в искусстве. Философская антропология. 8, 1 (Jun. 2022), 89–117. DOI:https://doi.org/10.21146/2414-3715-2022-8-1-89-117.

Похожие статьи

1-10 из 193

Вы также можете начать расширеннвй поиск похожих статей для этой статьи.

Наиболее читаемые статьи этого автора (авторов)