Антропология как строгая наука? К вопросу о методологическом обосновании философской антропологии
Статья 4. Гуманитарный проект В. Дильтея
DOI:
https://doi.org/10.21146/2414-3715-2023-9-1-27-49Ключевые слова:
гуманитарная наука, В. Дильтей, метод, жизнь, понимание, понимающий человек, науки о духе, целостный человек, тотальность человеческой природы, переживаниеАннотация
Статья выступает продолжением серии работ автора, посвящённой построению философской антропологии как научной дисциплины. Эта статья посвящена поискам В. Дильтея, который выстраивал свои науки о духе с точки зрения так называемой «антропологической рефлексии».
В статье автор анализирует поиски В. Дильтеем метода и системы категорий, с помощью которых тот фактически пытался выработать новую для европейской философии научную парадигму. В качестве основных понятийных акцентов в этом поиске автор выделяет три. Первое. Замена Дильтеем понятия бытия понятием жизни. Второе. Место познающего субъекта, к чему привыкли классические науки, занимает «целостный человек», «тотальность человеческой природы». Третье. Поиск места специфики наук о духе осуществлялся на основе так называемой антропологической установки, на основе определения места человека в мире и, соответственно, адекватного этому месту слова и метода понимания человека, через преодоление границ разума, поставленных до этого И. Кантом.
Автор делает вывод, что, несмотря на влияние работ Дильтея на многих авторов ХХ века, приходится говорить больше о проекте В. Дильтея, о замысле, идеале, который тот предложил для гуманитарных наук, нежели о развитой концепции. Основой этого идеала выступала идея понимающего и переживающего человека. Но развёрнутой концепцией этот проект так и не стал.