«Конец» искусства в гегелевской философии: толкование и смысл

Авторы

  • Наталия Татаренко Институт философии Российской академии наук. 109240, Российская Федерация, Москва, ул. Гончарная, д. 12, стр. 1

DOI:

https://doi.org/10.21146/2414-3715-2017-3-2-265-282

Ключевые слова:

философия, Г.В.Ф. Гегель, искусство, , эстетика, дух, историзм, абсолютная идея, религия, человек

Аннотация

Действительно ли Гегель говорил в своих лекциях о том, что искусство завершило своё развитие, что оно является феноменом прошлого и не будет представлять интереса в будущем? Или же мы имеем дело с неправильным прочтением гегелевской эстетики? Гегелевская эстетика и развитый в рамках его философской системы так называемый тезис о «конце искусства» вызывают большой интерес и среди исследователей творчества Гегеля, и среди современных деятелей искусства. Способствует этому и тот факт, что современное искусство порой само подталкивает зрителя к вопросу о том, какова же роль искусства в современном мире и как отличить искусство от не-искусства. Неоднозначное развитие художественных форм и появление новых видов художественной деятельности заставляют нас искать новые критерии для определения того, что следует сегодня именовать произведением искусства. Тем не менее вопрос о том, говорил ли Гегель о «конце» искусства или же был неправильно понят исследователями, остаётся открытым, а в условиях развития искусства современности он приобретает особую актуальность.
В статье анализируются такие гегелевские тексты, как «Энциклопедия философских наук», «Феноменология духа», «Эстетика», вышедшая под редакцией Г.Г. Гото, а также студенческие лекционные конспекты 1823 и 1826 гг. учеников Гегеля, присутствовавших на его занятиях по философии искусства. В ходе историко-философской реконструкции автор приходит к выводу, что смысл тезиса о «конце» искусства, рассматриваемого в рамках гегелевской философской системы, состоит в изменении социально-культурной роли искусства. Оно не завершается на каком-то определённом этапе развития, а лишь приобретает новые особенности и функции в соответствии с ходом развития общества.

Биография автора

  • Наталия Татаренко, Институт философии Российской академии наук. 109240, Российская Федерация, Москва, ул. Гончарная, д. 12, стр. 1

    Наталия ТАТАРЕНКО – кандидат философских наук, научный сотрудник сектора истории западной философии. Институт философии Российской академии наук.

Загрузки

Опубликован

2017-12-29

Выпуск

Раздел

Человек в мире искусства

Как цитировать

[1]
2017. «Конец» искусства в гегелевской философии: толкование и смысл. Философская антропология. 3, 2 (Dec. 2017), 262–282. DOI:https://doi.org/10.21146/2414-3715-2017-3-2-265-282.

Похожие статьи

1-10 из 204

Вы также можете начать расширеннвй поиск похожих статей для этой статьи.