Растения философов: Интеллектуальный гербарий (Пшеница Аристотеля (глава 2), Сельдерей Авиценны (глава 5))

Авторы

  • Майкл Мардер Университет Страны Басков (Испания)
  • Валентина Кулагина-Ярцева Федеральное государственное бюджетное учреждение науки Институт философии Российской академии наук https://orcid.org/0000-0001-5057-3411
  • Наталия Кротовская Федеральное государственное бюджетное учреждение науки Институт философии Российской академии наук https://orcid.org/0000-0002-7156-3009

DOI:

https://doi.org/10.21146/2414-3715-2021-7-2-48-84

Ключевые слова:

Аристотель, Авиценна, растительная душа, животная душа, организм, часть и целое, телеология, питательная способность, растительная любовь, сырые соки

Аннотация

Журнал продолжает публикацию переводов отдельных глав книги известного феноменолога Майкла Мардера «Растения философов (Интеллектуальный гербарий)». Из двенадцати историй выбраны две — «Пшеница Аристотеля» и «Сельдерей Авиценны». Автор анализирует взгляды античного философа Аристотеля и средневекового персидского философа и врача Ибн Сины (Авиценны) на природу растений и их место в разнообразном мире живых существ, показывая, как образы пшеницы и сельдерея становятся значимой частью их философских размышлений.

М. Мардер подчёркивает, что древним учёным были чужды современные системы биологической классификации. Каждое создание занимало собственную нишу и существовало ради определённой цели. Однако контуры этих телеологий были совсем не такими, какими мы их себе представляем сегодня. Например, для Аристотеля благородный человек, благородное животное и благородное растение имели между собой больше общего, чем два представителя одного и того же биологического царства. К тому же границы между ними были достаточно зыбкими. Глупый человек, неспособный следовать строгим принципам логики, в буквальном смысле слова уподоблялся растению.

Авиценна обнаруживает в растениях «растительную душу», выше которой он ставит «душу животную». Оба этих уровня он находит у человека. Осознание этой совокупности необходимо, по мнению Авиценны, для подлинного самопознания и, следовательно, для познания Бога.

Автор книги делает попытку ответить на вопрос: что, если смешение сходных существ, переходящих друг в друга и выходящих друг из друга, характерное для античного и средневекового мира, является не фантастическим вымыслом, а проницательным описанием нашего трансгенного настоящего и будущего?

Биографии авторов

  • Майкл Мардер, Университет Страны Басков (Испания)

    профессор философии. Баскский научный фонд, философское отделение. Университет Страны Басков (Испания).

    Vitoria-Gasteiz, University of the Basque Country (UPV/EHU)

  • Валентина Кулагина-Ярцева, Федеральное государственное бюджетное учреждение науки Институт философии Российской академии наук

    научный сотрудник. Институт философии РАН.

    109240, Российская Федерация, Москва, ул. Гончарная, д. 12, стр. 1

  • Наталия Кротовская, Федеральное государственное бюджетное учреждение науки Институт философии Российской академии наук

    научный сотрудник. Институт философии РАН.

    109240, Российская Федерация, Москва, ул. Гончарная, д. 12, стр. 1

Загрузки

Опубликован

2021-12-25

Выпуск

Раздел

Феноменология

Как цитировать

[1]
2021. Растения философов: Интеллектуальный гербарий (Пшеница Аристотеля (глава 2), Сельдерей Авиценны (глава 5)). Философская антропология. 7, 2 (Dec. 2021), 48–84. DOI:https://doi.org/10.21146/2414-3715-2021-7-2-48-84.

Похожие статьи

1-10 из 205

Вы также можете начать расширеннвй поиск похожих статей для этой статьи.

Наиболее читаемые статьи этого автора (авторов)