Растения философов: Интеллектуальный гербарий (Пшеница Аристотеля (глава 2), Сельдерей Авиценны (глава 5))

  • Майкл Мардер Университет Страны Басков (Испания)
  • Валентина Кулагина-Ярцева Федеральное государственное бюджетное учреждение науки Институт философии Российской академии наук https://orcid.org/0000-0001-5057-3411
  • Наталия Кротовская Федеральное государственное бюджетное учреждение науки Институт философии Российской академии наук https://orcid.org/0000-0002-7156-3009
Ключевые слова: Аристотель, Авиценна, растительная душа, животная душа, организм, часть и целое, телеология, питательная способность, растительная любовь, сырые соки

Аннотация

Журнал продолжает публикацию переводов отдельных глав книги известного феноменолога Майкла Мардера «Растения философов (Интеллектуальный гербарий)». Из двенадцати историй выбраны две — «Пшеница Аристотеля» и «Сельдерей Авиценны». Автор анализирует взгляды античного философа Аристотеля и средневекового персидского философа и врача Ибн Сины (Авиценны) на природу растений и их место в разнообразном мире живых существ, показывая, как образы пшеницы и сельдерея становятся значимой частью их философских размышлений.

М. Мардер подчёркивает, что древним учёным были чужды современные системы биологической классификации. Каждое создание занимало собственную нишу и существовало ради определённой цели. Однако контуры этих телеологий были совсем не такими, какими мы их себе представляем сегодня. Например, для Аристотеля благородный человек, благородное животное и благородное растение имели между собой больше общего, чем два представителя одного и того же биологического царства. К тому же границы между ними были достаточно зыбкими. Глупый человек, неспособный следовать строгим принципам логики, в буквальном смысле слова уподоблялся растению.

Авиценна обнаруживает в растениях «растительную душу», выше которой он ставит «душу животную». Оба этих уровня он находит у человека. Осознание этой совокупности необходимо, по мнению Авиценны, для подлинного самопознания и, следовательно, для познания Бога.

Автор книги делает попытку ответить на вопрос: что, если смешение сходных существ, переходящих друг в друга и выходящих друг из друга, характерное для античного и средневекового мира, является не фантастическим вымыслом, а проницательным описанием нашего трансгенного настоящего и будущего?

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.

Биографии авторов

Майкл Мардер, Университет Страны Басков (Испания)

профессор философии. Баскский научный фонд, философское отделение. Университет Страны Басков (Испания).

Vitoria-Gasteiz, University of the Basque Country (UPV/EHU)

Валентина Кулагина-Ярцева, Федеральное государственное бюджетное учреждение науки Институт философии Российской академии наук

научный сотрудник. Институт философии РАН.

109240, Российская Федерация, Москва, ул. Гончарная, д. 12, стр. 1

Наталия Кротовская, Федеральное государственное бюджетное учреждение науки Институт философии Российской академии наук

научный сотрудник. Институт философии РАН.

109240, Российская Федерация, Москва, ул. Гончарная, д. 12, стр. 1

Опубликован
2021-12-25
Как цитировать
Мардер М., Кулагина-Ярцева В., Кротовская Н. Растения философов: Интеллектуальный гербарий (Пшеница Аристотеля (глава 2), Сельдерей Авиценны (глава 5)) // Философская антропология. 2021. Т. 7. № 2. С. 48-84.
Раздел
Феноменология