Панпсихизм в современной аналитической философии сознания

Авторы

  • Александр Гусев Федеральное государственное бюджетное учреждение науки Институт философии Российской академии наук

DOI:

https://doi.org/10.21146/2414-3715-2021-7-2-85-103

Ключевые слова:

философия сознания, сознание, опыт, панпсихизм, метафизика, дуализм, физикализм, трудная проблема сознания, проблема ментальной каузальности, аналитическая философия

Аннотация

Статья посвящена панпсихическим концепциям в современной аналитической философии сознания. По мнению некоторых влиятельных философов, панпсихизм имеет теоретические ресурсы для решения и старой загадки Р. Декарта о каузальном отношении между царствами ментального и физического, и трудной проблемы сознания Д. Чалмерса: «Почему некоторые физические системы порождают сознательное переживание?». Во второй половине XX в. в аналитической философии велись бурные дискуссии о том, действительно ли некоторые аспекты сознательных метальных состояний, феноменальные свойства опыта, нередуцируемы к чему-либо физическому или функциональному. Стратегия современных сторонников панпсихических концепций заключается в попытке обоснованно расширить нашу онтологию. Они добавляют на микроуровень примитивный аналог сознательного опыта, которым обладают такие фундаментальные физические сущности, как элементарные частицы. Тем самым феноменальное сознание в своей микроформе не только становится фундаментальным элементом реальности, но и получает свою каузальную релевантность на макроуровне. Тем не менее все разновидности панпсихизма сталкиваются с проблемой комбинации: «Каким образом комбинация опыта фундаментальных физических сущностей приводит к появлению сознания?». В статье оценивается правдоподобность главных ответов на различные вариации проблемы комбинации. Демонстрируется, что после ревизии панпсихические концепции теряют своё преимущество перед дуализмом и физикализмом по разным основаниям. В случае с эмерджентным и автономным ответами понятие микроопыта становится теоретически бесполезным. Ответ С. Колмана через элиминацию микросубъектов и вовсе приводит к отказу от панпсихизма, а идея феноменального соединения Ф. Гоффа обременена тем, что мы в принципе эпистемически закрыты для её понимания. Автор приходит к выводу, что трудная проблема сознания неразрешима в силу неустранимости своей эпистемологической составляющей, а не метафизической или эмпирической. Пока вопрос формы «Действительно ли объект X обладает подлинной феноменальной перспективой от первого лица?» имеет смысл, мы так или иначе будем склонны считать, что трудная проблема сознания ещё не решена.

Биография автора

  • Александр Гусев, Федеральное государственное бюджетное учреждение науки Институт философии Российской академии наук

    младший научный сотрудник. Институт философии РАН.

    109240, Российская Федерация, Москва, ул. Гончарная, д. 12, стр. 1

Загрузки

Опубликован

2021-12-25

Выпуск

Раздел

Аналитическая философия

Как цитировать

[1]
2021. Панпсихизм в современной аналитической философии сознания. Философская антропология. 7, 2 (Dec. 2021), 85–103. DOI:https://doi.org/10.21146/2414-3715-2021-7-2-85-103.

Похожие статьи

1-10 из 58

Вы также можете начать расширеннвй поиск похожих статей для этой статьи.