Философия трансгуманизма как реванш Я-cogito
DOI:
https://doi.org/10.21146/2414-3715-2022-8-2-132-150Ключевые слова:
генезис новоевропейской науки, проблема математизации природы, неделимая единица, элейцы, христианство, псевдоединство Я-cogito, постмодернизм, трансгуманизм, проблема актуальной бесконечности, потенциальная бесконечностьАннотация
В статье критике трансгуманизма, исходящей из факта успешно действующей технонауки, противопоставляется критика, принимающая сам факт действующей технонауки за проблему. Повод к проблематизации науки даёт сам трансгуманизм, который, являясь апогеем её развития, в то же время вписывается в единую линию преемственности известных в истории форм преображения человеческой природы, в качестве ещё одного, нового её звена, следующего в этом ряду за христианством. Выявление такого рода «религиозных» корней трансгуманизма возвращает актуальность проблеме связи науки и христианства и даёт дополнительные ресурсы для пересмотра этой проблемы сегодня.
В статье показана связь между проблемой математизации (преображения) природы, известной ещё элеатам, новыми возможностями, открытыми для неё христианством, и новоевропейской традицией Я-cogito, выдававшего себя за преображённую через единение с Богом человеческую природу, за ту самую единицу, которую в своё время искал, но так и не нашёл Зенон. Выдавая себя за нечто новое для западноевропейской философии и в таком качестве определяя собой её путь, cogito не являлось тем, за что себя выдавало. Переход от псевдооткрытий Декарта к выводам Зенона был неизбежен. Он заявил о себе как переход от классической эпистемологии к неклассической. Ввиду того что неклассика не просто свидетельствует о несостоятельности классики, но ставит под вопрос саму возможность науки, открываются два пути: путь назад или путь вперёд. Путь назад возвращает к проблеме генезиса науки, к радикальному пересмотру её возможности. Путь вперёд — это путь трансгуманизма как реабилитации псевдоединства Я-cogito в новых, чрезвычайно благоприятствующих этому условиях, когда постмодернизмом уже упразднена сама задававшая проблему единства поляризация верха и низа, горнего и дольнего.